Смена гражданства становится для российских спортсменов всё дороже.
Более 350 российских атлетов сменили гражданство (спортивное, паспорт может остаться прежним) после февраля 2022–го. Катастрофой это не стало, но некоторые виды лишились ярких лидеров. Устанавливать "железный занавес" пока министерство спорта не планирует, но собирается на этом зарабатывать.
Нам "помогал" и Запад, и Восток
Проблема смена спортивного гражданства стара как мир — мир спортивный. А он устроен так, что часто гораздо выгоднее какой–то стране "выкупить" или переманить спортсмена из другой страны, где данный вид развит на высоком уровне, чем готовить его с нуля. Поэтому отдельно взятые державы импорт лучших атлетов поставили на поток.
Баскетболисты, родившиеся в США, выступают практически за все национальные сборные мира, так же как и бразильские футболисты. Да и России было чем похвастаться до катаклизмов.
Более 70% медалей на чемпионатах мира и Европы по борьбе в постсоветский период делили представители кавказских республик РФ, выступающих под разными флагами: от Бахрейна до Албании. В фигурном катании почти во всех сборных Европы и Северной Америки есть выходцы из нашей страны.
Да и сама Россия никогда не гнушалась при случае усилиться зарубежными звёздами. Запад и Восток нам помогали.
На зимней Олимпиаде — 2014 в Сочи золотые медали приносил шорт–трекист из Южной Кореи Виктор Ан, в сноуборде — американец Вик Уайлд.
Первое место на баскетбольном Евро России добывал ещё один представитель Соединённых Штатов — Джон Холден, а наивысшего результата на чемпионате мира по футболу россияне добились с помощью бразильца Марио Фернандеса.
Словом, это сложный и взаимовыгодный бизнес, который спортсмену иногда может принести серьёзные деньги, а государству, пригласившему его, — престиж.
После 2022 года Россия — основной донор спортсменов топ–уровня в другие страны. 350 — это приблизительное количество атлетов, сменивших спортивное гражданство, по неофициальным данным. Более точных данных нет. Но только в шахматах решил поменять триколор на другие цвета 141 человек.

Хотя результаты могли быть более удручающими для отечественного спорта. Ведь любой спортсмен мирового уровня — это ещё и серьёзный бизнес–проект, зарабатывающий со своей командой за счёт призовых серьёзные деньги.
Например, в лёгкой атлетике есть "Бриллиантовая лига" — серия из 13 турниров с хорошими премиальными. Победитель каждого этапа получает по 25 тыс. евро, первое место в финале оценено в 30 тыс. евро. В год получаются сотни тысяч евро.
В фигурном катании за победу на этапе Гран–при дают $18 тыс., в финале — $25 тыс. На чемпионате мира призовые больше в разы. Но у фигуристок взрослая карьера редко длится дольше 4–5 лет.
Ещё один источник доходов — гонорары от участия в шоу. На Западе звёзды уровня Щербаковой и Трусовой могут получать 10 тыс. евро за пару выступлений, в Японии — раза в два больше.
В лыжах "гроза норвежцев" Александр Большунов за счёт призовых мог получить $98 тыс. за сезон.
Также россияне лишились рекламных контрактов со спонсорами и экипировщиками из западных стран. А главное — финансовые потери накладываются на отсутствие титулов и чувство нереализованности.
Почему многие спортсмены не меняют гражданство
Поэтому в данной ситуации даже удивительно, что Россия пока не потеряла ни одну звезду мирового масштаба. Правда, нашлись и те, кто решил закончить карьеру, не видя дальнейших перспектив.
Но государство в лице министерства спорта делает всё возможное, чтобы "простой" смягчить. Хотя бы материально.
С проведением альтернативы Олимпиад — Игр дружбы — правда, не сложилось. Зато до сих пор рассматривается вариант создания "золотой сотни", где лучшим из лучших будут "платить достаточную заработную плату", чтобы их не перетаскивали в другие национальные сборные.
Достойная зарплата, по мнению наших функционеров из министерства спорта, это от 200 тыс. рублей в месяц. То есть 2 тыс. евро в месяц, 24 тыс. — в год. Не считая всех остальных выплат — "ставок" от ведомств, регионов, призовых на коммерческих турнирах и т. д.
Второй момент — в изоляции находятся не все российские спортсмены. Пловцы и гимнасты недавно вернулись на международную арену, а борцы и дзюдоисты с неё даже не уходили. Пусть они и выступают в нейтральном статусе.
Ну и третье, смена гражданства — процесс сложный, сопряжённый не только с бюрократическими, но и с серьёзными финансовыми издержками. Сюда входят административные затраты, составляющие от $5 тыс. до $25 тыс. Они включают юридическое сопровождение, подачу документов, сборы за рассмотрение заявки — обычно этим занимаются агенты.
Ещё одна статья расходов — смена лицензий и допусков, перерегистрация в международных ассоциациях (WADA, IOC, FIFA и др.) — от $3 тыс. до $10 тыс.
Но и это "копейки". Сложнее получить "вольную" от своих федераций. Некоторые требуют с атлета приличные суммы — от $50 тыс. до $100 тыс.
Далее следует потеря спонсорских контрактов, у кого они есть. Российские бренды расторгают соглашения, а это в среднем поступления в размере от $50 тыс. до $100 тыс. в год. Также иммигранты теряют право на льготы, стипендии, бесплатное обучение и другие преференции.
Ну и ещё очевидный минус: поменявший гражданство спортсмен сразу не сможет представлять цвета новой страны. Сроки карантина тоже везде разные — от пары месяцев до 4 лет. В фигурном катании, например, Международная федерация (ISU) требует паузу 1 год без стартов.
А если спортсмен не выходит на старт, а только тренируется, никаких доходов он не получает. Словом, фактическая сумма за переход зависит от статуса спортсмена и страны перехода.
Кстати, что касается сумм за спортсменов, то российское министерство сейчас пытается смену паспортов подвести под общий знаменатель.
Процедуру перехода собираются упорядочить
В Госдуму уже достаточно давно внесён законопроект о смене гражданства спортсменами. Его суть в том, что кандидат в российскую сборную, зарегистрированный "иностранной федерацией" для участия в международных соревнованиях, обязан компенсировать российским организациям расходы, понесённые на его подготовку.
Пока документ не принят, процедура смены спортивного гражданства в России абсолютно хаотична и проводится "по понятиям". Если кто–то из атлетов не нравится чиновникам федерации — ему будут ставить "палки в колеса" и сделают всё, чтобы не отпустить. Потребуются либо деньги, либо заступничество свыше. Так что если в итоге появится конкретный механизм, спортсмены по крайней мере будут понимать, что от них требуется.
Если говорить о цифрах, то, по проекту, для атлета из нетопового вида спорта цена "вольной" будет где–то 1,8 млн рублей (эквивалент 3–летних доходов при зарплате 50 тыс. рублей в месяц).
Вопрос, безусловно, очень противоречивый. Да, похоже на "крепостное право". Но де–факто оно есть и сейчас. Да и логику в идее Госдумы тоже можно разглядеть. Ведь получается, что страна долгие годы готовила топ–спортсменов, результатами которых воспользуются другие.
Словом, смена гражданства — это уравнение с тремя переменными: карьера, деньги и принципы. И пока одни взвешивают все за и против, другие считают секунды до старта под новым флагом.